Поражения ЦНС (центральной нервной системы)
Одним из наиболее часто встречающихся диагнозов, которым "награждают" младенцев российские врачи, является перинатальная энцефалопатия.
Под этим пугающим вас термином подразумеваются повреждения головного мозга, развившиеся в перинатальном периоде. Он начинается на 28 неделе беременности , включает период родового акта и первую неделю жизни малыша.
Ведущими повреждающими мозг ребенка факторами служат кислородная недостаточность (гипоксия) и ухудшение кровоснабжения головного мозга (ишемия). Большинство зарубежных авторов считает, что подобная ситуация возникает у 4-6 доношенных новорожденных детей из 1000, а у глубоко недоношенных младенцев( родившихся с массой менее 1500 г) - более чем в 50% случаев.
Вот и получается, что и по частоте повреждений головного мозга в перинатальном периоде мы- "впереди планеты всей". Такое резкое отличие от данных зарубежных коллег (в первую очередь это касается доношенных младенцев) объясняется следущим образом.
В соответствии с действующей в России классификацией, при постановке диагноза учитываются все причины, наносящие вред головному мозгу (инфекции, наследственные заболевания и т.д.)
Что же делать бедной маме младенца, если даже в медицинском цехе по данному вопросу "единства нет"?
Прежде всего - НЕ ПАНИКОВАТЬ! Если вы будете нервничать, у вас появятся реальные проблемы. Во-первых может исчезнуть молоко ( про питательные ценности и психологические ценности грудного молока вы наверняка вкурсе). Во-вторых, ваши переживаня могут отрицательно повлиять на ребенка (помните - между вами "пуповинная связь"), что еще больше укрепит врачей во мнении о наличии у него повреждения головного мозга.
Единственное разумное решение, которое вы можете принять в данной ситуации -доверить наблюдение(и, в случае необходимости, лечение) за вашим малышом педиатру и детскому неврологу, которым вы полностью доверяете, и скурпулезно выполнять их назначения.
Помните, что раннее начало и последовательность лечения перинатальных поражений головного мозга в большинстве случаев дает прекрасный результат!
При этом имейте ввиду, что ваши участковый педиатр и детский невролог зачастую знают свое дело ничуть не хуже, чем любой "платный доктор".
Из всех заболеваний нервной системы у детей почти 75% из них своими истоками уходят в период новорожденности. При этом большая часть патологий связывается с перенесенной асфиксией.
Перечень психоневрологических расстройств, связанных с этими повреждениями головного мозга, чрезвычайно широк: от задержки психомоторного развития до тяжелых форм детского церебрального паралича, сопровождающегося умственной недостаточностью, двигательными расстройствами, судорогами и пр.
При гипоксических повреждениях головного мозга патологический процесс не ограничивается первичным очагом поражения. Существует определенная динамика возникновения вторичных изменений с вовлечением в процесс ранее неповрежденных нервных клеток. В итоге речь может идти о нарастающем течении энцефалопатии, при котором количество клеток мозга в стадии распада оказывается значительно больше первоначального.
Весь этот цикл происходит в течении первого года жизни малыша, и исход повреждений, характер и объем потерь становится очевидным к возрасту 9-12 месяцев.
Гипоксия является самым коварным фактором повреждения мозга плода и новорожденного при самых разнообразных ситуациях, возникающих в процессе беременности (тяжелые заболевания внутренних органов, инфекционные болезни и т.д)
В зависимости от тяжести повреждения головного мозга, длительности влияния неблагоприятных факторов, поражения тех или иных структур у ребенка формируются определенные клинические проявления заболевания (синдромы)
У младенца может быть в разной степени повышено внутричерепное давление (гипертензионный синдром), повышена или снижена нервная возбудимость, возможны нарушения движений, механизмов регуляции деятельности внутренних органов, судорожная готовность и даже судороги. С учетом преобладания той или иной симтоматики врач назначит необходимые вашему малышу медикаментозные препараты, сроки и приемы лечебного массажа, физиотерапии.
В случае изменения клинических проявлений заболевания доктор изменит дозу препарата или заменит их.
Из этого следует, что втсречаться с врачом вам придется достаточно часто ,и желательно, чтобы это был один и тот же специалист.
Особое место в комплексной реабилитации ребенка с повреждением головного мозга (угнетение аппетита, повышенная возбудимость, судорожный синдром,нарушения акта жевания, глотания) занимает питание.
Нередко малыш с поражениями нервной системы страдает нарушением аппетита. Сам по себе аппетит - эмоциональное выражение потребности организма в пищевых веществах. В отличии от состояния голода - как правило, сопровождающегося эмоциями отрицательного характера - проявления аппетита всегда определяются приятными ощущениями вкуса тех пищевых веществ, в которых организм испытывает потребность. Аппетит может возникать не только при наличии, но и при отсутствии реального пищевого раздражителя - под влиянием одних только обстановочных. В отличие от голода, аппетит не является врожденным, а приобретается в процессе индивидуального развития.
Причинами снижения аппетита у детей первого года жизни, кроме неврологических, могут быть эндокринные нарушения, нарушения режима питания и другие. Среди них:
- нерациональное питание(докормы между кормлениями, сладости)
- острые и хронические заболевания органов пищеварения
- острые и хроничесике инфекционные заболевания
- дефицит железа (железодефицитная анемия)
- диффузные хронические поражения мозга
- диэнцефальный синдром, перинатальные повреждения нервной системы
- заболевания органов дыхания, сердесно-сосудистой системы, почек
- хроническая эндогенная и экзогенная интоксикации (гнойные инфекционные заболевания, сепсис и др.)
- эндокринные нарушения (гипотиреоз)
- медикаментозная терапия (некоторые антибиоткии противосудорожные препараты)
Мероприятия по нормализации аппетита малыша
У ребенка первого года жизни это кормление по режимы и исключении "кусовничания" (перекусов между кормлениями). Большое значение имеет также спокойная обстановка перед и во время еды, исключение насильственных кормлений, поощрение самостоятельности во время обеда.
При явном снижении аппетита малышу дают стимулирующие аппетит горькие настойки. Например: полынь горькая, тясячелистник, аир болотный, вахта трехлистная, тмин обыкновенный (по 1 капле за 15-20 мин до еды).
При судорожном синдроме малыш должен получать более калорийное питание : количество углеводов в его рационе должно быть выше обычного. Кроме того, его рацион следует обогащать солями кальция, магния и витаминами группы В. Посему такому ребенку рекомедуется давать блюда из гречневой, овсяной, пшеничной круп; чаще включать в меню субпродукты, богатые витаминами группы В, молоко и особенно молочные продукты, являющиемя главными поставщикаим кальция, а также бобовые и огородную зелень -как источник солей магния.
Широкое включение указанных продуктов в рацион малыша с судорожным синдромом позволяет несколько сбалансировать нарушенный солевой обмен и возникающий при данной патологии дефицит витаминов группы В.
Кальций играет решающую роль в протекании многих физиологичесикх и биохимичесикх процессов. Он необходим для обеспечения нормальной возбудимости нервной системы и сократимости мышц, активирует ряд ферментов и гормонов.
Магний является компонентом нескольких важнейших ферментов углеводно-фосфорного и энергетического обмена. Он хорошо всасывается в тонком кишечнике в комплексе с желчными кислотами. В то же время судорожный синдром снижает количество магния в крови и мышечных клетках в 1,5-2 раза.
Для ребенка с отечным синдромом рацион должен строиться со значительным ограничением поваренной соли и умеренным ограничением углеводов. Лучше использовать специальную соль- с пониженным содержанием натрия- производства ЗАО "Валетек" (Россия).
Иногда малыш с тяжелым нарушением ЦНС может глотать только жидкую пищу или пюре. Кулинарная обработка блюд для такого ребенка требует повышенного внимания и определенной выдумки. В ряде случаев маме приходится готовить специальные напитки, обогащенные белками и жирами, тщательно протирать мясо, рыбу, творог.
Можно также использовать специализированные высокобелковые продукты ("Диета-15", "Изокал", "Нутризон", "Эншуэ", "Белжиком" и др.), а также гомогенизированные детские фруктовые, овощные, плодо-овощные и мясные консервы.
Режим питания для малыша устанавливается более щадящий: промежутки между кормлениями сокращаются до 2-2,5 часа с соответствующим уменьшением объема порций.
При кормлении малыша с различными врожденными дефектами важно соблюдать некоторые правила:
Так при кормлении ребенка с неврологическими расстройствами (детский церебральный паралич и др.) его голову надо поддерживать в наиболее удобном положении, при этом ноги малыша должны иметь твердую опору. Иногда приходится придерживать его подбородок.
У малыша с синдромом Дауна часто отмечается отставание массы тела, кормление может быть затруднено из-за заложенности носа. В процессе еды эти дети быстро устают и нуждаются в периодическом отдыхе.
Ребенку с поражениями ЦНС, независимо от вида патологии, необходимо обогащать пищу широким комплексом витаминов. С этой целью проводится витаминизация блюд различными добавками.
В зависимости от характера патологии, кормления должны сопровождаться дополнительными мероприятиями. Например, при выраженном гипертонусе мускулатуры жевательного аппарата малышу необходим массаж губ и внутренней поверхности щек; придерживать челюсти при нарушениях жевания и глотания; кормить дробно, если ребенок засыпает во время кормления. Для профилактики поперхивания малыша сажают так, чтобы его шея и нижняя челюсть образовывали прямой угол; делают массаж наружной и внутренней поверхности рта в перерывах между кормлениями; исключают пищу, которой можно подавиться.
Пища, опасная для малыша с повреждением ЦНС и нарушенным жеванием и глотанием
- орехи
- леденцы
- сырые яблоки
- семечки
- неспелые груши
- виноград
- кукуруза
- сырая морковь
- сосиски (целые или большими кусками)
- волокнистая пища
- большие куски мяса
Меры безопасности при кормлении малыша с отклонениями в развитии:
- исключить из рациона белый хлеб - он быстро превращается во рту в плотный комок, которым ребенок может подавиться;
- резать пищу тонкими ломтиками, т.к. при этом вероятность подавиться меньше, чем когда она нарезана кубиками или кружками; мясо и курицу надо нарезать поперек волокон на небольшие кусочки;
- кормить ребенка кусочками можно только тогда, когда он сидит, а не лежит или играет;
- на тарелку класть немного пищи, т.к. ребенок, увидев гору еды, может поторопиться и непережевывать каждый кусок;
- не позволять малышу двигаться или играть с полным ртом
- не давать волокнистую пищу
- удалять из рыбы и мяса все мелкие косточки
Трудности при кормлении младенца с отклонениями и методы их преодоления:
- ребенка, у которого отсутствует сосательно-глотательный рефлекс, кормить с ложки. Ложку надо выбирать круглую и мелкую, лучше сделанную из прочного металла, а не пластмассовую;
- малыш часто выталкивает ложку или часть пищи изо рта, высовывая при этом язык. Предотвратить подобное явление можно таким образом: во время еды прижимать язык тыльной стороной ложки. Этот прием не позволяет ребенку высунуть язык и помогает лучше справиться с пищей;
- при еде не надо соскребать ложкой пищу с верхней губы, щек или зубов. Вместо этого следует побуждать ребенка снимать пищу с ложки язычком. В ложку же надо брать небольшой кусочек пищи, чтобы ребенку было удобно брать языком и перемещать во рту;
- необходимо помочь малышу контролировать движения во время еды различными способами:например, взрослый надавливает ладонью на грудину или придерживает плечо ребенка, некоторым помогает довольно высокий стол.
|